Программа реабилитации разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.2013 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) ”06 основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, а также на основе научных и методических разработок по обеспечению социально психологического здоровья ПСУ с проблемами психического здоровья. Программа определяет цель, задачи, методы, формы и содержание практических занятий по трудовой реабилитации ПСУ с проблемами психического здоровья (далее получателей социальных услуг), проживающих в ГОАУСОН «Алакурттинский психоневрологический интернат», а также планируемые результаты, в условиях психоневрологического интерната.
Большинство получателей социальных услуг Алакурттинского психоневрологического интерната испытывают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, недостаток внимания со стороны общества и близких, дефицит общения, беззащитность, постепенное ухудшение здоровья. Во все времена были люди, которые по физическим, интеллектуальным и личностным качествам отличались от большинства людей. К такой категории относятся люди с психическими заболеваниями. Они думают, чувствуют, воспринимают и реагируют на окружающую действительность не так, как все. Такие люди выходят за пределы определения «нормы». В современном мире общество не всегда понимает этих людей и не знает, как к ним относиться. С другой стороны, в силу своих особенностей люди, имеющие психические заболевания, нуждаются в поддержке, испытывают разного рода трудности в социальной адаптации. Часто они не могут сами о себе позаботиться. Поэтому в комплексном социальном обслуживании граждан получателей социальных услуг (далее ПСУ) с расстройствами психического здоровья важно обращать особое внимание на их адаптацию и социализацию, на организацию содержательного и творческого досуга, включать в процесс социальной реабилитации элементы трудовой терапии.
Решению проблем получателей социальных услуг способствует социальная реабилитация. Социальная реабилитация лиц пожилого возраста с проблемами психического здоровья это восстановление их в привычных видах деятельности, восстановление или формирование навыков самообслуживания, привитие навыков самоорганизации и чувства самореализации, что успешно преодолевается при применении специальных методик и технологий, среди которых наиболее распространенной является трудотерапия.
Одним из методов социальной занятости, направленным на реабилитацию и развитие определённых навыков через труд является трудотерапия. Трудотерапия нормализует психику человека, стимулирует функции пораженной системы (органа) и является важной составляющей в общей системе социальной реабилитации получателей социальных услуг.
Трудотерапия в сочетании с культурно-досуговой деятельностью имеет важное реабилитационное и профилактическое значение в противостоянии депрессии, суицидам, нервно-психическим расстройствам. Кроме того, лечебно-трудовая терапия — это активный метод восстановления нарушенных функций организма при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта труда. При этом жизненная активность ПСУ проявляется в выполнении полезной, социально значимой деятельности и в удовлетворении разного рода личных интересов. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных действий, привитие или восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков.
В соответствии с Федеральным законом от 28. 12. 2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) ”06 основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”; Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 11-ФКЗ); Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ ”О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», статья 9 и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 164- р стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, программа реабилитации опирается на следующие законодательные принципы её построения:
- Принцип законности — предусматривает соблюдение требований, законодательства Российской Федерации и Мурманской области, недопущение дискриминации граждан, соблюдение прав и законных интересов граждан во всех сферах жизнедеятельности.
- Принцип учета — предусматривает учет возрастных, физических, умственных и индивидуальных возможностей получателей социальных услуг.
- Принцип комплексности предполагает привлечение ряда специалистов к реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации.
- Принцип индивидуального подхода заключается в учете особенностей получателей социальных услуг. Дифференцированный подход к определению форм социальной реабилитации для разных категорий ПСУ. Учитывается течение процесса заболевания, характер людей в различных условиях их деятельности и жизни, что требует строго индивидуального составления реабилитационных программ для каждого получателя социальных услуг;
- Принцип социализации эффективное позиционирование учреждения в социальном пространстве.
- Принцип инновационности реализуется путем разработки и использования новых технологий в социально-реабилитационной работе.
Эффективность социальной реабилитации граждан с расстройствами психического здоровья определяется становлением их способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию формируется Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками. Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с получателем социальных услуг.
При поступлении в Алакурттинский психоневрологический интернат каждый получатель социальных услуг получает оценку физического и психического состояния, личных способностей и возможностей, профессиональных прошлых навыков и любимых занятий, так как в дальнейшем возникает необходимость контролировать (с отражением в документации) эффективность личного плана трудотерапии, вносить в него изменения.
Бесполезно пытаться искусственно или насильственно проводить трудотерапию. Подопечные должны сами выбрать вид занятости.
В ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» разработана программа реабилитации: «Социально-трудовая реабилитация получателей социальных услуг с расстройствами психического здоровья через реализацию трудотерапевтических мероприятий в условиях психоневрологического
интерната».
В целевую группу программы входят получатели социальных услуг с нарушением психического (ментального) здоровья (мужчины и женщины от 18 до 60 лет).
Актуальность программы реабилитации заключается в организации трудовой занятости и общественно полезной деятельности получателей социальных услуг.
Основная цель восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию; выполнение трудовых операций, рукоделие.
Ожидаемым результатом всех мероприятий программы реабилитации станет формирование и развитие социально полезных личностных качеств, социальная реабилитация и мотивация к трудовой деятельности ПСУ.
Для реализации программы реабилитации в Алакурттинском психоневрологическом интернате имеются кабинеты кружковой работы, садово-огородные участки.
1. Цель программы реабилитации.
Создание благоприятных условий для трудовой деятельности получателей социальных услуг, сохранение их физической, психической и социальной активности, снижение уровня их зависимости от посторонней помощи и формирование мотивации к трудовой деятельности.
2. Задачи программы реабилитации.
- разработать адаптированную программу по трудотерапии;
- обеспечить необходимые условия для удовлетворения познавательных и культурных интересов ПСУ, с целью сохранения и повышения их общего интеллектуального уровня, и трудовой самоорганизации;
- обеспечить лечебно-трудовую деятельность получателей социальных услуг с проблемами психического здоровья;
- развить способности к потребности людей с ОВЗ позаботиться о себе и обеспечению своего существования;
- развить способности получателей социальных услуг ориентироваться в социальных отношениях, умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в социальной деятельности;
- оказать помощь получателям социальных услуг в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.
З. Перечень диагностических методик
- оценочные листы, контрольные тесты;
- анкетирование получателей социальных услуг по выявлению степени удовлетворенности качеством предоставляемых трудотерапевтических услуг;
- диагностика нравственной воспитанности получателей социальных услуг;
- контроль психического и физического состояния получателей социальных услуг.
4. Сроки реализации программы реабилитации.
Программа рассчитана на весь срок пребывания получателя социальных услуг в ГОАУСОН «Алакурттинский психоневрологический интернат»
5. Формы и методы реализации программы реабилитации.
Основными формами и методами реализации являются практические занятия по трудотерапии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения в виде информационных стендов и видеороликов, иллюстраций в книгах, журналах и др.
Занятия по трудотерапии проводятся группами от 4 до 25 человек. Это позволяет каждому участнику занятий овладеть основными трудовыми и санитарно-гигиеническими навыками.
В зависимости от задач на занятиях могут использоваться коллективные и индивидуальные формы организации практических работ.
В реабилитационной программе используются следующие формы работы:
- групповые — групповые занятия по всем разделам программы, оценка выполнения практических заданий (оценочные листы);
- коллективные — социокультурные мероприятия (просмотр видеоматериалов и прослушивание аудио-уроков о правилах ведения домашнего хозяйства и соблюдения правил личной гигиены, ведении подсобного хозяйства, по индивидуальному творчеству и другие); обучение правилам техники безопасности; экскурсии, уходу за жилищем, ролевые и деловые игры, викторины; приготовление различных блюд; практико-ориентированные семинары по технологиям трудотерапии, мастер- классы, тренинги);
- наглядно-информационные выставки декоративно-сувенирных изделий, творческих работ, работ на приусадебном участке (выращенный урожай, цветочные композиции), выпуск памяток, буклетов, оформление информационных стендов по трудотерапии, создание видеоматериалов по программе.
В реабилитационной программе используются следующие методы работы:
- контроль психоэмоционального состояния;
беседа (взаимодействие специалиста и занимающегося, отзывы о работе); - наблюдение (расширение социальных связей, улучшение коммуникации);
- анализ и контроль достигнутых результатов;
- анкетирование по выявлению степени удовлетворенности качеством предоставляемых трудотерапевтических услуг.
- контроль психического и физического состояния, осуществляет врач — психиатр и фельдшер.
На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения с рабочим инвентарем и т.д. Необходимо постоянно приучать подопечных к соблюдению санитарногигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
Теоретические и практические занятия по трудотерапии состоят из следующих разделов:
- садово-огородные работы»;
- «бытовое самообслуживание» оказание посильной помощи в отделении по наведению порядка в своей комнате; привлечение к уборке мусора из помещений; привлечение к уборке территории интерната; привлечение к работе в овощехранилище; привлечение к индивидуальным трудовым поручениям (наведение порядка в комнате, генеральная уборка этажа, уход за цветами, дежурство по столовой);
- «кулинария»;
- «мастерские для занятий трудотерапией»
- «зоология»;
- «мероприятия по формированию мотивации к трудовой деятельности»
При проведении мероприятий по всем разделам трудотерапии учитываются состояние здоровья ПСУ, показания к трудотерапии, желание подопечных участвовать в занятиях по трудотерапии. Также учитывается непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных видов деятельности для каждого получателя социальных услуг (учитывается интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузка и увеличение времени занятий по трудотерапии.
Всех ПСУ, постоянно проживающих в психоневрологическом интернате, исходя из критерия уровня их социальной активности, можно условно разделить на три группы. Врач- психиатр, психолог в социальной сфере, специалист по реабилитации распределяют работу с учетом индивидуальных интересов каждого:
- низкий уровень предусматривает обучение инвалида самостоятельному приему пищи, гигиеническим навыкам, навыкам по самообслуживанию (вытирание пыли, застилание постели, проветривание помещения, влажная уборка комнаты и т.д.). С данным контингентом проводят несложные творческие занятия по оригами, аппликации из различных природных и бросовых материалов, изобразительной деятельности и т.д. Эта работа проводится с целью развития восприятия, воображения, мелкой моторики и предотвращения деградации имеющихся навыков;
- средний уровень предполагающий проведение системы мероприятий коррекционно-воспитательного и трудового характера, направленных на активацию имеющихся и выработку новых социально бытовых навыков и трудовых установок. Для реализации данной системы мероприятий ПСУ вовлекаются в различные кружковые объединения. Целью мероприятий является: сохранение и обязательное применение санитарногигиенических навыков и навыков самообслуживания, выработка трудовых установок и усвоение элементарных трудовых операций, социальная адаптация в условиях интерната;
- высокий уровень социальной активности, который позволяет вырабатывать социально-трудовые, культурно-бытовые навыки и знания в необходимом объеме. Основными задачами реабилитационной работы с данной группой являются: формирование системы морально — нравственных ориентиров, расширение представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков, ориентировка в сферах общественной жизни.
Правильная организация трудовой деятельности в учреждении создает у подопечных благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности.
7. Ресурсное обеспечение.
7.1 Занятия трудотерапией.
В Алакурттинском психоневрологическом интернате имеются все необходимые и приспособленные для подопечных помещения и территории (жилые комплексы, помещение со стиральными машинами, сушильными и гладильными досками, мастерские для занятий трудотерапией, клумбы, огород, территория для занятий спортом, уличная беседка и другие специальные помещения), кабинеты социальной и медицинской реабилитации, жилые помещения и коридоры.
Здания оснащены коммуникациями: холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, канализация и отопление — централизованные от городских сетей. Территория учреждения частично благоустроена.
7.2 Кадровое обеспечение.
Трудотерапевтические занятия проводят специалист по социальной реабилитации, инструктор ОМР, психолог в социальной сфере. Методическое обеспечение и наглядные материалы по программе (технологиям, практикоориентированным семинарам, информационным стендам) подготавливают психолог в социальной сфере, специалист по социальной реабилитации или инструктор ОМР (ведущий занятия), контролируется и корректируется заведующим отделением социально-трудовой реабилитации и культурно массового обслуживания, утверждается Директором учреждения.
7.3 Информационное обеспечение.
Информация о деятельности и результатах по программе публикуется на сайте Учреждения информационном стенде холла. Специалисты отдела социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания принимают участие в обучающих семинарах, вебинарах, мастер-классах, проводятся практико-ориентированные семинары в интернате, специалисты принимают участие в консультативных методических площадках.
7.4 Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы осуществляется на базе учреждения с использованием имеющегося специально оборудованного для практических занятий.
Для теоретических занятий используется мультимедийное оборудование (персональный компьютер, принтер, проектор и др.). Социокультурные мероприятия, практико-ориентированные семинары и мастер-классы проводятся в помещениях оборудованных ПК, проектором и экраном.
7.5 Финансовое обеспечение.
Реализация мероприятий программы осуществляется при финансовой поддержке членов Попечительского Совета и благотворителей интерната, возможно привлечение грантовых средств и личных средств получателей социальных услуг.
8. Ожидаемые результаты реализации программы.
В результате проводимых программных мероприятий по трудотерапии ПСУ приобретают навыки личной гигиены, самообслуживания, элементарные трудовые навыки; у них формируется ответственность за порученное дело, успешно развиваются дружеские отношения в группах. В группах по интересам проявляется взаимопомощь и взаимовыручка.
Реабилитационные трудотерапевтические мероприятия способствуют расширению словарного запаса, развитию памяти и мышления; разговорная речь становится более связной; развивается и укрепляется мелкая моторика рук.
8.1. Количественные показатели:
- увеличение числа получателей социальных услуг, активно участвующих в трудотерапевтических мероприятиях: ежегодный анализ статистических показателей (более 30 человек);
- проведение трудотерапевтических мероприятий демонстрирующих достижения участников программы (не менее 1 в год);
- количество проведенных информационно-практических мероприятий, семинаров, мастер-классов (не менее 1);
- публикация пресс-релизов о результатах и мероприятиях по программе на сайте Алакурттинского психоневрологического интерната (1 раз в 3 месяца), публикация в СМИ (не менее 1-х статьи).
8.2. Качественные показатели:
- наличие положительных отзывов о деятельности по программе от получателей социальных услуг и их родственников;
- расширение круга общения, укрепление здоровья, сохранение хорошей физической формы получателей социальных услуг;
- обогащение эмоциональной сферы, становление личности, преодоление психологических комплексов у подопечных;
- обучение получателей социальных услуг навыкам работы, общения, сотрудничества;
- формирование умений участников целевой группы выполнять задачу не только в условиях совместного труда, но и индивидуально;
- обучение получателей социальных услуг навыкам личной гигиены и самообслуживания;
- повышение социальной активности получателей социальных услуг путем организации их занятости, вовлеченности в систематическую трудовую и общественно полезную деятельность.
9. Критерии оценки эффективности программы
Изучение эффективности программы соотносится с поставленной целью и задачами программы. Методами оценки эффективности программы являются опросы, анкетирование всех участников целевой группы, наблюдения, отзывы получателей социальных услуг.
В конце каждого года с получателями социальных услуг проводится анкетирование и опрос, которые выявляют степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, уровень полученных знаний на занятиях по программе трудотерапии, благоприятность (не благоприятность) психологического климата при проведении групповых и индивидуальных занятий, уровень творческого подхода.
Руководитель занятия и психолог в социальной сфере пишут отчет по результатам анкетирования, в котором анализирует и оценивает процентное отношение положительной динамики (рекомендуется не менее 30 % от общего количества участников целевой группы). Также, оценивается количественный охват участников мероприятий программы и % реализации мероприятий программы и оценивается доля позитивных отзывов целевой группы (рекомендуется не менее 30 % от общего числа лиц, принявших участие в мероприятиях программы).
10.Риски, связанные с реализацией программы, способы их устранения.
Широкий спектр деятельности специалистов по предоставлению социальных услуг может снизить качество предъявляемых услуг на определенном этапе освоения технологий по трудотерапии. При возникновении этого риска необходимо оптимальное планирование методической деятельности, пополнение методического кабинета банком практического и методического материала, возможность предоставления методических часов задействованным в программе специалистам.
Также возможна недостаточная мотивация участников целевой группы. В этом случае необходимо использование инновационных методов проведения занятий по трудотерапии с использованием видео и аудиоматериалов, мастерклассов, выставок, проведение творческих конкурсов, викторин и творческих мероприятий (игры, соревнования творческих групп, участие волонтеров в творческих и практических мероприятиях программы).
Ограниченность учебно-тренировочной базы также является фактором, который влияет на качество предоставляемых услуг. Для минимизации этих рисков ведется поиск партнёров. Сотрудничество с другими организациями, которые могут предоставить дополнительные ресурсы и возможности для тренировок, может помочь преодолеть ограниченность учебно-тренировочной базы. Возможно использование альтернативных площадок. Еще одним вариантом решения сложностей, связанных с ограниченностью учебно-тренировочной базы, является оптимизация использования существующих ресурсов.