Программа подготовки получателей социальных услуг психоневрологического интерната к самостоятельному проживанию (в рамках стационарозамещающей технологии «Тренировочная квартира»)
В пособии представлены материалы в помощь специалистам учреждения социального обслуживания по формированию социальных компетенций у молодых инвалидов для самостоятельного проживания в условиях современного общества.
Программа рассчитана для работы с проживающими психоневрологического интерната в возрасте от 18 до 35 лет, имеющих потенциал для формирования социальных компетенций.
Рекомендуется для специалистов по социальной работе, специалистов по социальной реабилитации, психологов в социальной сфере учреждений социального обслуживания.
Актуальность программы
Современная парадигма социокультурного отношения к инвалидности имеет разноплановый характер с преобладанием гуманистической направленности и выражается в социальной толерантности, равенстве и уважении социальной независимости людей с ограниченными возможностями, а социальная реабилитация и социальная абилитация рассматриваются не только как восстановление здоровья или утраченных функций, а как восстановление или создание новых возможностей для социального функционирования, восстановления социального статуса, социальной адаптации и достижения независимости жизнедеятельности. Жильцы психоневрологического интерната — граждане с ограниченными возможностями здоровья, обладающие различной степенью способности к самообслуживанию, неравноценными возможностями к адаптации в новых условиях, и тем более к овладению новыми или к восстановлению прежних навыков. У проживающих ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта.
Низкий уровень социальной компетентности, свойственной проживающим, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Многолетнее пребывание в условиях относительной социальной изоляции, микро-социального окружения, состоящего преимущественно из больных людей, монотонного быта, однообразие занятий, отсутствие необходимости решать свои житейские проблемы, слабая возможность контроля собственной жизнедеятельности — все это негативным образом сказывается на психологии инвалидов. Главной проблемой в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг (далее по тексту – ПСУ) является относительная изолированность интерната, строгая регламентированность жизнедеятельности, отсутствие бытовой независимости ПСУ.
Таким образом, следует отметить, что формирование и реализация современных реабилитационных технологий, способны стать основой для внедрения новых стационарозамещающих технологий. С ноября 2019 года в учреждении работает реабилитационное отделение (тренировочная квартира с сопровождающим проживанием — ТК) для молодых инвалидов на 2 места, с января 2023 года отделение расширено до 4-х мест. Возрастной состав жильцов отделения — 26-29 лет. ПСУ, проживающие в ТК, — граждане с ограниченными возможностями, интеллектуальный дефект которых не препятствует обучению несложным профессиям и систематическому занятию трудом, без выраженных эмоционально-волевых нарушений, способные к полному бытовому самообслуживанию, владеющие санитарно-гигиеническими навыками. Состояние здоровья позволяет им находиться на полном бытовом самообслуживании. Самостоятельно посещают столовую, по рекомендации врача могут заниматься трудотерапией до 4-х часов в сутки.
В ТК проводится комплексная реабилитация, основной целью которой является формирование социальных компетенций проживающих, подготовка их к самостоятельной жизни. В тренировочной квартире созданы благоприятные условия для социально-развивающей среды, способствующей формированию социальных компетенций, социальной активности, развитию личности. Ведется работа, направленная на формирование навыков по самообслуживанию в условиях стационарного учреждения социального обслуживания. У молодых людей формируют навыки конструктивного общения и воспитывают культуру поведения. Учат противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, стимулируют желание и умение вести здоровый образ жизни. Обеспечивают подготовку проживающих, знакомя с миром профессий, прививая первоначальные трудовые навыки в различных направлениях профессиональной деятельности, формируя позитивное отношение к труду. Стимулируют проявления активной жизненной позиции у молодых людей.
Согласно данным анализа работы тренировочной квартиры за 2019-2022 годы, у проживающих — наблюдается положительная динамика в отношении усвоения трудовых навыков, положительная мотивации труда. Проживающие в 2019 -2022 годах обучались самообслуживающему труду, участвовали в косметических ремонтах, уборке и благоустройстве помещений комнат, учились стирать, утюжить, ухаживать за своими вещами и обувью. Проживавшие в указанный период владеют в той или иной степени навыками письма, чтения, счета, имеют высокую социальную активность: участвовали в лечебно-трудовой терапии в помещениях интерната, в благоустройстве помещений и закрепленной территории. Также они активно принимали участие в художественной самодеятельности интерната — вокал, танцы, театрализация, защищали спортивную честь интерната на соревнованиях различного уровня, занимались в кружках по интересам. Эмоционально-волевые, поведенческие характеристики проживающих в тренировочной квартире характеризуется как стабильное, без значимых изменений. В течении всего времени проживания постоянно проводилось обучение жильцов по планированию покупок товаров для личной гигиены, бытовой техники, одежды и продуктов для чаепития, согласно имеющимся денежным средствам. Проводились инструктажи по техники безопасности при работе с электрооборудованием, сельхозинвентарем, при неблагоприятных погодных условиях, в походах и пр. Велась работа по соблюдению правил ношения сезонной одежды. Проводились занятия по основным правилам здоровья сбережения, влиянию вредных привычек на организм человека, по половому воспитанию, основам русской культуры и нравственности.
Если не проводить специальную работу по формированию социальных компетенций проживающих, то, выйдя из стен интерната, они будут испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Практика показывает, что основной проблемой является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью, полное отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современной экономической ситуации.
Самостоятельное проживание человека с недостаточным интеллектуальным развитием, находящего несколько лет в интернате и не имеющего навыков самостоятельного проживания, невозможно без специальной подготовки и поддержки.
Разработка программы подготовки выпускников психоневрологического интерната к самостоятельному проживанию «Школа жизни» обусловлена необходимостью создания коррекционно-развивающей среды, условий для реализации возможности самостоятельного социального функционирования ПСУ, улучшения качества жизни инвалидов, создания семьи, полноценного существования в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения.
Программа подготовки выпускников интерната к самостоятельному проживанию «Школа жизни» направлена на повышение качества оказания социальных услуг стационарным учреждением (психоневрологическим интернатом), включает мероприятия по возможно полной социализации и подготовке жильцов интерната, обладающих высоким реабилитационным потенциалом, к отчислению из учреждения для самостоятельного жизнеустройства.
Целью программы является создание условий для интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, подготовка жильцов интерната к самостоятельному проживанию, оказание поддержки в процессе жизнеустройства после отчисления из учреждения стационарного социального обслуживания (психоневрологического интерната).
В рамках реализации программы предусматривается решение следующих задач:
- Информирование о правилах трудоустройства, правилах получения медицинской помощи, получения гарантированных законодательством льгот и субсидий, правилах человеческого общежития;
- Формирование основ финансовой грамотности: планирование бюджета, оплата ежемесячных платежей, получение государственных услуг, исполнение налоговых обязательств, банковское обслуживание;
- Выработка жизненно-важных социальных навыков: приготовление пищи, уход за собой, своей одеждой, жильем, выполнение мелкого ремонта жилья;
- Формирование психологической готовности к самоконтролю, самостоятельному принятию решения, стрессоустойчивости, навыков конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций;
- Формирование культуры поведения на основе норм этикета;
- Создание условий для активного образа жизни, самореализации выпускника в трудовой и творческой деятельности;
- Оказание юридической помощи реабилитанту по приобретению жилья, либо в получении субсидии на жилье;
- Содействие в подготовке жилья реабилитанта (за счет средств собственника) и в приобретении необходимых для самостоятельного проживания мебели, кухонной утвари и прочих необходимых вещей;
- Информирование Администрации Кандалакшского района, Комплексного центра помощи семье и детям о реабилитанте, его индивидуальных особенностях, степени социальной адаптированности, особых потребностях. Инициирование применения к реабилитанту мер социальной поддержки, оказания социальных услуг, помощи в кризисных ситуациях от вышеперечисленных организаций;
- Содействие, направляющая помощь и поддержка в решении бытовых проблем, в трудоустройстве, в решении личностных проблем на протяжении постинтернатного периода сопровождаемого проживания.
Целевая группа
Молодые инвалиды (возраст от 18 до 35 лет) с ментальной инвалидностью, не имеющие поведенческих нарушений, имеющие высокий реабилитационный потенциал, развитый мотивационный и волевой компоненты личности, знающие и соблюдающие основные нормы социального, полоролевого поведения, умеющие читать, считать, писать.
Основные этапы реализации программы
Подготовительный этап. Опекунской комиссией интерната проводится диагностическая и экспертная работа (анализ листов результативности воспитательных и психологических занятий, динамическое наблюдение, характеристики трудовой активности, коммуникативных и поведенческих особенностей, анамнеза и рекомендаций лечащего врача, врача-психиатра) по определению проживающих с высоким реабилитационным потенциалом. Определяются перспективы будущего самостоятельного жизнеустройства. Наличие сознательного желания научиться жить самостоятельно у подопечного — обязательно. Проводится заседание медико-психологической комиссии интерната, где утверждается список реабилитантов и устанавливаются сроки обучения, решение комиссии оформляется протоколом. Для реабилитантов составляется индивидуальный маршрут реабилитации.
Учебно-тренировочный этап. Обучение инвалидов навыкам самостоятельной жизни посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекция, адаптация к самостоятельной жизни согласно календарно-тематическому плану программы «Школа жизни». План занятий рассчитан на 36 месяцев подготовки. Обучение реабилитантов по программе «Школа жизни» проходит согласно индивидуальному маршруту реабилитации. Специалисты, проводящие занятия по разделам программы, ведут Листы результативности обучающих занятий, проводят диагностические мероприятия, заполняют карты формирования бытовых навыков, по итогам обучения проводят оценку сформированности компетенций по разделам.
Ежеквартально психологом в социальной сфере и специалистом по реабилитации составляется отчет о результатах обучения реабилитантов по программе «Школа жизни», корректируются индивидуальные маршруты реабилитации. Годовой и итоговый отчеты о результатах обучения реабилитантов по программе «Школа жизни» опубликовываются на сайте Учреждения.
Завершающий этап. Медико-психологической комиссией на основании предоставленных специалистами, участвующими в обучении, документов выдается заключение об итогах обучения реабилитанта по программе «Школа жизни», сформированности навыков для самостоятельного проживания, готовности или неготовности реабилитанта проживать самостоятельно. Решение медико-психологической комиссии оформляется протоколом. В случае успешно прохождения программы, реабилитант письменно выражает желание проживать самостоятельно, либо продолжить получать социальные услуги в учреждении. В случае принятия решения о самостоятельном проживании специалистами интерната формируется Индивидуальная карта выпускника, готовится выписной эпикриз. Для выписки из учреждения, согласно статье 44 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» должно быть получено заключение врачебной комиссии с участием врача- психиатра о том, что по состоянию здоровья подопечный интерната способен проживать самостоятельно. Определяется место проживания выпускника — приобретение жилья за счет собственных средств или за счет средств государственной субсидии, жилье, предоставляемое для проживания родственниками подопечного или иного лица, готового по личному заявлению осуществлять опеку или патронаж.
Сроки реализации программы
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Трудовая реабилитация | Трудовая реабилитация | Трудовая реабилитация | Трудовая реабилитация | Трудовая реабилитация |
«Дорога в жизнь» | «Дорога в жизнь» | «Дорога в жизнь» | «Дорога в жизнь» | «Дорога в жизнь» |
«Компьютер в помощь» | «Психологическая школа » | «Уроки здоровья» | «Правовое воспитание» | «Смак» |
Программа рассчитана на проживающих в возрасте 18-35 лет, сроком от 1го до 3х лет. Занятия проводятся ежедневно, согласно расписания. В программе предусмотрены разделы: «Трудовая реабилитация», «Дорога в жизнь», «Психологическая школа», «Уроки здоровья», «Смак», «Правовое воспитание».
Методы и формы реализации программы
Методы сбора и обработки информации:
Изучение методической, специальной литературы, Интернет-ресурсов, информации в СМИ, опыта работы других интернатов, структур района, работающих с данной категорией граждан; беседа, опрос, диагностика, изучение документации, наблюдение.
Методы взаимодействия с общественностью:
Сотрудничество и взаимодействие с государственными, общественными и другими организациями; информирование населения о работе через СМИ; проведение социально-значимых акций для привлечения внимания общественности к проблемам инвалидности; встречи.
Формы и методы работы с молодыми инвалидами:
Работа с проживающими; индивидуальные консультации, групповые занятия, практикумы, демонстрация, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, социальное сопровождение и др
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых проживающий может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения.
Организация педагогической помощи:
- постоянное отслеживание пробелов по формированию социальных компетенций инвалидов;
- формирование положительной Я — концепции;
- создание обстановки успеха, поддержки, доброжелательности;
- анализ каждого этапа, результата деятельности проживающего, его достижений;
- поощрение положительных изменений;
- от авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества и заботы.
Методика проведения занятий
На основе программы содержательно занятия можно разделить на две группы:
- занятия формирования бытовых трудовых умений;
- занятия формирования моделей поведения в определенных жизненных ситуациях (при пользовании услугами ряда предприятий, учреждений, транспорта и др.).
Особенности методики проведения занятий:
Мотивационный этап
Дидактическая задача: формировать представления о значении и необходимости овладения определенной деятельностью (умением).
Мотивационная задача: способствовать возникновению у проживающих интереса к этой деятельности, побуждать к овладению ею.
При проведении занятий на этом этапе занятия можно использовать следующие методы и приемы обучения (на выбор): создание игровой или проблемной ситуации, моделирование реальной жизненной ситуации, прием сравнения, беседа, подводящая к осознанию необходимости овладения определенным умением, и др.
Игровые ситуации связаны с непосредственным или опосредованным присутствием на занятии игрового персонажа (пришла посылка, письмо, пригласительный билет и др.). В такой ситуации игровой персонаж, например, чего-либо не знает, не умеет делать или обращается за помощью.
Проблемная ситуация — это такая словесно обрисованная или наглядно представленная жизненная ситуация, которая ставит вопрос: «Что делать?» («Как поступить?» и т. п.).
Моделирование реальной ситуации — это воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни, а в них — моделей поведения, взаимоотношений людей, отношения людей к другим объектам окружающего мира (одежде, мебели, продуктам и т. д.). При использовании этого метода проживающие проигрывают перед зрителями определенную ситуацию, в ней могут демонстрироваться правильные и/или неправильные модели поведения людей. Участники внимательно анализируют за происходящие действия, дают им оценку. После этого можно переходить к основной части занятия, в процессе которой будут формироваться представления о том, почему правильная модель поведения (общения, отношения) именно такая, и соответствующие практические умения. Таким образом, с помощью метода моделирования реальных ситуаций обеспечивается наглядная основа формирования представления о приемлемом способе деятельности. Сюжеты ситуаций берутся воспитателем из реальной жизни, тем самым развивается умение проживающих ориентироваться в типичных жизненных ситуациях.
Прием сравнения — один из самых эффективных приемов обучения, позволяющий убедительно формировать представления о значении и необходимости овладения определенной деятельностью (умением). Суть его заключается в том, что демонстрируются два разных по ухоженности предмета (в зависимости от темы): чистая и грязная одежда, обувь, посуда и др.; мятая и выглаженная одежда; аккуратно и небрежно застланная постель и др. Предлагается оценить внешний вид этих вещей (например, одежды) и выбрать, какую одежду они хотели бы носить (прием личностной аналогии: «Какую одежду ты хотел бы носить?»). Вряд ли выберут грязные, мятые, порванные вещи. После этого воспитатель подводит к выводу: «Если хотите, чтобы ваша одежда всегда была чистой, приятно пахнущей, надо ее периодически стирать, чему мы и будем сегодня учиться». Таким образом, через прием сравнения наглядно демонстрируются результаты владения и невладения людьми определенным умением.
Для решения задач первого этапа занятия может использоваться и беседа как метод обучения. В процессе беседы, с опорой на жизненный опыт, на ситуации, которые были в жизни группы, или они все вместе могли наблюдать, подводятся к осознанию необходимости овладения определенным умением. Очень важно при этом, чтобы беседа была недолгой и эмоционально яркой.
Определяя методику проведения первого этапа занятия, специалист исходит из того, какие методы и приемы обучения могут быть наиболее продуктивными для решения задач этого этапа занятия по данной теме.
Ориентировочный этап
Дидактическая задача: формировать представления о правилах, способах, последовательности выполнения деятельности.
Мотивационная задача: поддерживать интерес к демонстрируемой деятельности, стремление к овладению ею.
При проведении занятий формирования бытовых трудовых умений безусловно необходимыми на этом этапе, являются методы демонстрации и объяснения. В процессе демонстрации могут использоваться также такие методические приемы, как прием сравнения (верного и неверного способа выполнения действия); использования технологической карты (плана) деятельности, отражающей последовательность действий и др.
Эффективность демонстрации зависит от четкости показа действий специалистом. Этому может способствовать предварительно выполненный специалистом анализ бытового процесса с позиции составляющих его действий, их последовательности и параметров правильного выполнения — так называемая процедура уточняющего аналитического разложения. Например, процесс пришивания пуговицы состоит из системы следующих действий:
- отмерить нить нужной длины;
- отделить нить от катушки;
- вдеть нить в иголку;завязать узелок на двойной нити;
- начать пришивание: выполнить первый стежок, надеть пуговицу одним отверстием на иглу;
- выполнить пришивающие стежки (определенное количество) из отверстия в отверстие;
- закрепить нить на изнанке ткани;
- отделить нить от ткани.
Чем четче выполнен показ, тем успешнее формируются представления о способах и последовательности действий. Вместе с тем только лишь демонстрации (даже очень четкой, качественной) недостаточно для успешного формирования необходимых представлений. Важно сочетать демонстрацию с объяснением, что обосновывается данными изучения психологии проживающих. В этих условиях представления о наблюдаемом процессе являются более точными и осознанными, а, как известно, именно понимаемое содержание усваивается быстрее, точнее и прочнее по сравнению с тем, что заучивается путем многократных повторений.
Способы использования демонстрации и объяснения могут быть различными:
- а) сотрудник демонстрирует цепочку действий, объясняя по ходу правила их выполнения;
- б) сотрудник демонстрирует действия, а за их пояснением обращается с вопросом: «Как вы думаете, почему надо делать именно так?».
В ряде случаев осмысленному восприятию демонстрируемых действий может содействовать использование приема сравнения — показ верного и неверного способов выполнения действия (например, шитье при отсутствии узелка на нити) или их результатов (неправильно пришитые пуговицы — «через край», которые невозможно застегнуть; кусок ткани с желтым пятном от утюга и др.).
Для удержания в представлении всего комплекса и последовательности действий (особенно при их большом количестве) целесообразно использовать технологический план (карту) деятельности. Карты-планы могут быть разных видов:
- предметные, состоящие из образцов объекта труда, доведенных до разных степеней готовности. Например, технологический план приготовления бутерброда состоит из четырех объектов:
- отрезанный кусок хлеба;
- кусок хлеба, намазанный маслом;
- кусок хлеба с маслом и сыром;
- украшенный бутерброд (веточкой петрушки, кусочком огурца, каплей кетчупа и др.);
- графические — в виде фотографий или рисунков, изображающих практические действия;
- словесные, содержащие названия действий, операций. Построение предложений должно быть единообразным. Например:
- Налить в таз теплой воды.
- Растворить в воде стиральный порошок.
- Замочить в тазу грязную одежду.
- Намылить одежду.
- Отстирать загрязненные места одежды.
- Выполоскать одежду в чистой воде.
- Отжать одежду.
- Повесить одежду на просушку.
Каждый пункт плана (любого вида) целесообразно размещать на отдельной карточке. Это значительно повышает вариативность работы с ним:
- демонстрируя и поясняя определенный процесс, специалист по реабилитации параллельно выставляет соответствующие карточки плана; в результате после завершения показа остаются зафиксированными необходимый комплекс и последовательность действий;
- после демонстрации и пояснения всех действий специалист по реабилитации предлагает вспомнить их последовательность, для чего можно воспользоваться карточками технологического плана:
- а) рассказывают о последовательности действий, опираясь на заранее расставленные карточки;
- б) предлагается восстановить нужную последовательность карточек плана, представленного в деформированном виде;
- в) предлагается самостоятельно расставить карточки плана в необходимой последовательности, составить по ним рассказ.
В рамках тем, формирующих представления о правилах, культуре поведения и т. п., возможно решение задач второго этапа путем использования метода моделирования реальных ситуаций.
При анализе правильных моделей поведения в той или иной ситуации делается упор на осознание правильности именно таких действий, взаимоотношений, реплик в подобных ситуациях. Затем предлагаются аналогичные обстоятельства, но действующие лица поступают иначе. И здесь опять же важно осознание неверности таких поступков. Находя ошибки в действиях, поступках персонажей, уясняют правильные модели поведения.
Итак, особенностью методики второго этапа занятия является использование методов и приемов обучения, направленных на формирование четких, осознанных представлений о правилах, способах, последовательности действий.
Практический этап
Дидактическая задача: формировать практические умения выполнения деятельности, умения планировать систему действий, выполнять контрольно-оценочные действия.
Мотивационная задача: способствовать удержанию интереса к деятельности, поддержанию положительных эмоций в процессе ее осуществления.
При формировании бытовых трудовых умений решают две такие задачи: формирование умений правильно выполнять двигательную программу деятельности и развитие самостоятельности деятельности.
Методом обучения, направленным на решение этих задач, является упражнение. Никаким другим способом невозможно сформировать практическое умение что-либо делать. При этом воспитатель должен внимательно следить за правильностью выполнения первых упражнений, чтобы с самого начала формировались верные стереотипы движений, действий, составляющих двигательную программу деятельности, и чтобы своевременно оказать каждому необходимую ему помощь — дополнительный показ, объяснение, совместное выполнение, наводящие вопросы или просто подбадривание.
Умение ориентироваться в ситуации связано с двумя основными моментами:
- с анализом ситуации — и соответственно с осознанием необходимости выполнения в данной ситуации определенной деятельности;
- с отбором материалов, приспособлений, средств, инструментов и т. п., необходимых для выполнения этой деятельности.
Анализу ситуации уделяется внимание уже на первом этапе занятия при формировании представлений о необходимости овладения определенным умением. На данном же этапе (третьем) занятия акцент делается на умении выбирать необходимые предметы труда. Упражнения, связанные с выбором предметов труда, могут быть достаточно разнообразными: выбор предмета труда из группы предложенном комплекте.
Очень важным — жизненно значимым — является умение человека планировать свою деятельность. От соблюдения нужной последовательности зависит достижение цели деятельности, качество полученного результата. Поэтому работа над формированием данного умения тесно вплетена в деятельность на третьем этапе занятия. Вначале формируется умение планировать ближайшую операцию: перед началом практической деятельности сотрудник спрашивает, с чего надо начать; после выполнения названного действия (операции) — что будем делать дальше; затем следует выполнение названного действия и т. д. Методика проведения этой части занятия может состоять в следующем:
- обращение с вопросом: «С чего начнем работу?»;
- показ названного действия (операции);
- выполнение этого же действия;
- обращение с вопросом: «Что мы сейчас сделали?»;
- обращение с вопросом: «Что будем делать дальше? » и т. д.
Овладение этим умением позволяет перейти к формированию умения предварительно планировать всю работу. В данном случае методика проведения этой части занятия такова:
- обращение к проживающим — рассказать, в какой последовательности они будут выполнять определенную деятельность;
- выполнение проживающими названной системы действий;
- обращение — рассказать, как (в какой последовательности) они выполняли эту деятельность.
Помощь в планировании деятельности может оказать технологическая карта, составленная ими на предыдущем (втором) этапе занятия.
Развитие умения осуществлять самоконтроль происходит на основе обучения ориентировке на образец-эталон (вымытые листья растения, правильно сложенная рубашка, приготовленный бутерброд и т. п.), а также на основе выполнения контрольных действий: потрогать землю — для выявления ее сухости или твердости; провести пальцем по листу, по поверхности мебели — для определения наличия пыли; потянуть пуговицу при ее пришивании — для определения прочности пришивания; попробовать чай — для определения наличия сахара и т. д.
Внимание проживающих в процессе их деятельности привлекается не только к выполняемым действиям, но и к получаемому результату труда (например: «Посмотрите, как чисто вымыты листья, как они теперь блестят»).
Очень важно сотруднику не упустить из поля внимания мотивационную задачу этапа — способствовать удержанию интереса к деятельности, поддержанию положительных эмоций в процессе ее осуществления. Это связано с такой особенностью деятельности проживающих, как отказ от деятельности в случае встретившихся затруднений. Поэтому сотруднику важно создавать ситуацию успеха в процессе овладения деятельностью.
Методически это может реализовываться путем:
- оказания необходимой помощи;
- положительной (эмоционально выразительной) оценки деятельности: «Молодец, как хорошо (красиво, правильно, замечательно, аккуратно и т. д.) у тебя получается!»;
- поддержания «оптимистического рубежа» — сотрудник говорит о том, что проживающие обязательно научатся это делать так же хорошо, как и он, и даже лучше.
На действенность внешних мотивов большое влияние оказывает привлекательность материалов, инструментов, приспособлений, которыми оперируют проживающие, что также следует учитывать в процессе обучения.
Если тема занятия связана с формированием моделей поведения в определенных жизненных ситуациях, то для овладения проживающими необходимыми способами поведения, общения и др. также важна организация активной деятельности. Она может осуществляться в процессе соответствующих упражнений, сюжетно-ролевой игры и др.
Таким образом, особенностью методики проведения данного этапа занятия является использование методов и приемов обучения, организующих активную практическую деятельность по овладению умениями.
Этап применения
Дидактическая задача: формировать умения применять осваиваемую деятельность в реальной ситуации.
Мотивационная задача: способствовать проявлению у проживающих радости, гордости за расширившийся запас дел, которые они уже умеют делать, побуждать к применению в повседневной жизни.
При решении дидактической задачи этого этапа на занятиях формирования бытовых трудовых умений можно использовать такие методы и приемы обучения как организация сюжетно-ролевой игры; создание проблемной ситуации, требующей для ее разрешения применения освоенной деятельности; создание игровой ситуации (организации обучения «неумеющих» игровых персонажей (опоздавших, неправильно делающих) или оказания им требующейся помощи); прием решения логических задач и др.
Ситуации, создаваемые на этом этапе занятия, не обязательно должны быть новыми — здесь может найти свое логической завершение ситуация, созданная на первом этапе занятия. Важно другое — чтобы эти ситуации требовали от проживающих показа необходимых действий и рассказа (по возможности) о правилах их выполнения.
Логическая задача — это представленная в словесной или наглядной форме загадка, ответ на которую может быть получен, если проживающие уяснили для себя определенные связи и закономерности. Например, предъявляются две пары обуви: одна чистая, ухоженная, вторая — ее противоположность. Должны ответить на вопрос: «Что может рассказать эта обувь о своих хозяевах?» Тем самым должны установить связи между внешним видом обуви и теми действиями, которые совершал либо не совершал человек в отношении обуви.
Для воспитателя этот этап занятия выполняет еще и диагностическую функцию, поэтому организация деятельности должна быть такой, чтобы позволяла выявить как состояние умений (практических, интеллектуальных), так и состояние представлений о данной деятельности (ее необходимости, правилах, способах, последовательности выполнения).
Мотивационная задача данного этапа занятия методически может реализовываться путем:
- положительной (эмоционально выразительной) оценки деятельности («Замечательно, что вы научились …!», «Вы уже и это умеете делать!», «Посмотрите, сколько дел вы уже умеете делать сами!» и т. п.);
- обсуждения возможностей применения освоенных действий в повседневной деятельности («Вы можете уже сами …(что-то делать)».
При проведении занятий формирования моделей поведения на этом этапе можно использовать приемы оценки разных моделей поведения людей в определенной ситуации (анализ ситуаций из литературных произведений; ситуаций, представленных на картинках; ситуаций, имевших место в жизни; смоделированных ситуаций; игровых, проблемных ситуаций и др.), корректировки и показа правильных моделей поведения, а также прием решения логических задач.
Таким образом, особенностью методики проведения данного этапа занятия является использование методов и приемов обучения, направленных, с одной стороны, на обобщение изучавшегося на занятии материала, а с другой стороны — на решение диагностической задачи данного этапа. Полученные в результате диагностики сведения позволят определить задачи и формы осуществления последующей работы в рамках этой темы занятия.
Материальная база
В интернате создана хорошая материально-техническая база, позволяющая успешно решать задачи по формированию социальных компетенций проживающих.
Для организации обучения в интернатный период для реабилитантов предоставляется Помещение комплексной реабилитации «Тренировочная квартира» общей площадью 29,7 кв. метров (кухня-столовая, 3 спальни, прихожая, санузел). Квартира расположена на территории интерната в здании медицинского обслуживания. В оборудование Помещения комплексной реабилитации входит:
- Прихожая (шкаф для хранения верхней одежды и обуви),
- Кухня-столовая (кухонный гарнитур, обеденный стол, стулья, холодильник, автоматическая стиральная машина (на втором этаже здания), плитка электрическая, чайник, кастрюля — 2 шт., сковорода, тарелки, кружки, столовые приборы), телевизор.
- Жилые комнаты (шкаф для одежды, кровати, стол, табурет, тумбы, полки книжные)
- Санузел (унитаз и раковина) и отдельно расположенная душевая.
Получение трудовых навыков проходит в художественных мастерских, на территории учреждения в летнее время (огородные дела) и непосредственно в тренировочной квартире «кулинарный кружок «Смак».
Культурно-досуговая деятельность, спортивные мероприятия проводятся в актовом зале, спортивном зале, помещении настольных игр и на территории учреждения.
Кадровый потенциал
Заведующий отделом социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания, заведующий отделением «медицинское обслуживание»: обеспечивают методическое руководство, координацию и обеспечение реализации программы; организацию процесса составления и заполнения Индивидуальной карты сопровождения реабилитанта; контроль за соблюдением распорядка дня реабилитантами, получение обратной связи от реабилитантов, контроль качества работы сотрудников; составление отчетов о реализации программы.
Специалист по социальной работе: обеспечивает оказание юридической помощи реабилитанту по приобретению жилья, либо в получении субсидии на жилье; осуществляет контроль за своевременной оплатой налоговых платежей, ведет работу по
соблюдению жилищных прав реабилитанта: сохранность жилья, своевременной оплате коммунальных платежей.
Специалист по реабилитации, ответственный за реализацию Программы: отвечает за разработку и проведение цикла занятий «Правовое воспитание»; организует и проводит учебные экскурсии в учреждения в рамках обучения; заполняет итоговую карту сформированности социально-правовых компетенций для Индивидуальной карты сопровождения реабилитанта, проводит допрофессиональную подготовку реабилитанта в рамках специализации мастерской, обучает неукоснительному исполнению правил безопасности в мастерской, обучает пользованию электроприборами, контролирует трудовую дисциплину, формирует положительную трудовую мотивацию. Отвечает за разработку и проведение циклов занятий; заполняет итоговую карту сформированности социально-правовых компетенций для Индивидуальной карты сопровождения реабилитанта.
Специалисты по реабилитации: проводят занятия по авторской программе «Дорога в жизнь»; обеспечивают выполнение реабилитантами распорядка дня, посещение занятий, выполнение ежедневных гигиенических процедур, самообслуживающего труда; организуют досуг, дневную занятость, занятия по интересам; разбирают житейские ситуации реабилитантов, привлекая при необходимости компетентных специалистов; заполняют карты сформированности социально компетенций для Индивидуальной карты сопровождения реабилитанта, заполняют итоговую карту сформированности социально-правовых компетенций для Индивидуальной карты сопровождения реабилитанта.
Психолог в социальной сфере: участвует в отборе кандидатур реабилитантов, основываясь на индивидуальных характеристиках личности жильцов; отвечает за разработку и проведение цикла занятий «Психологическая школа» для реабилитантов; проводит первичную и итоговую диагностику сформированности социальных компетенций и психологического состояния реабилитантов с заполнением протоколов психологического обследования для Индивидуальной карты сопровождения реабилитанта.
Инструктор ЛФК: отвечает за разработку и проведение цикла занятий «Уроки здоровья» для реабилитантов; обучает необходимым навыкам поддержания здоровья, учит правилам и механизмам получения медицинской помощи гражданами РФ.
Ожидаемые результаты
В сфере медицинской реабилитации: общее оздоровление и физическое развитие реабилитантов, формирование умений и навыков в сфере самостоятельного выполнения рекомендуемых для конкретного реабилитанта лечебных и оздоровительных мероприятий, формирование знаний по правилам получения плановой и неотложной медицинской помощи, мероприятий оказания первой помощи при травмах, ожогах, кровотечениях и пр.; мероприятий, рекомендуемых к исполнению инвалидам Бюро медико-социальной экспертизы в Индивидуальной программе реабилитации инвалида.
В социально-бытовой сфере: развитие гигиенических навыков, совершенствование культуры взаимоотношений, формирование и развитие навыков самообслуживания, домоводства, приготовления пищи, навыков по уходу за вещами, обустройству жилища, мелкому ремонту жилья и одежды и обуви, знание организаций бытового и коммунального обслуживания, досуговых центров, центров помощи семье и детям и др.
В образовательной сфере: создание необходимой учебно-познавательной мотивации, формирование и развитие навыков познавательной деятельности, формирование финансовой и гражданской грамотности.
В досуговой сфере: организация рационального и разнообразного по содержанию, видам, формам досуга, обогащение интересов реабилитантов в сфере культурной, физкультурно-оздоровительной, художественно-творческой деятельности, развитие навыков самоорганизации досуга.
В сфере трудовой реабилитации: формирование адекватной стратегии профессионального будущего в соответствии с возможностями реабилитанта — выпускника ПНИ.
А также, повышение интереса к жизни, стремления быть востребованным в обществе, среди окружающих, овладение навыками пользователя ПК, приобретению навыков конструктивного общения.
Нормативная основа разработки программы
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания» от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ;
2. Конвенция ООН о правах инвалидов;
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ;
4. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
5. Устав ГОАУСОН «Алакурттинский психоневрологический интернат»;
6. ПОЛОЖЕНИЕ об отделе социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания
Краткие методические рекомендации
Занятия по программе направлены на подготовку проживающих с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни.
Специалисты должны формировать у проживающих социальные компетенции для того, чтобы они имели реальные возможности успешной интеграции в обществе. Перед ним встает задача поиска различных методов, форм, приемов, технологий, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность проживающих со сниженным интеллектом, стимулировать их мыслительные процессы, развивать их возможности выполнения бытовых задач.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития проживающих, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у проживающих с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют темы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Большое внимание уделяется формированию компьютерной грамотности, обучению пользованию порталом Госуслуги. Кроме того, занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса и т. д.
В программе имеют место и теоретические, и практические занятия. Основными формами и методами обучения являются практические занятия (практикумы), экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. В зависимости от задач занятия и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практикума, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение всех операций проживающим под руководством специалиста). На занятиях необходимо использовать системно-деятельностный подход. Каждое занятие должно начинаться с мотивирования учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»). Далее проводится актуализация и фиксирование индивидуального затруднения, целеполагание (мотивационно-целевой этап занятия), планирование, реализация плана, применение (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону), контроль и оценивание, рефлексия деятельности (самооценка собственной деятельности, соотнесение цели и результата, дальнейшие цели деятельности).
Специальные коррекционные занятия направлены на практическую подготовку проживающих к самостоятельной жизни и труду, формирование у них социальных компетенций, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития. На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный, случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать проживающих к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных видов практикума, доводя их до навыка.
В ряде тем предусмотрена система упражнений, которые каждый выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у проживающих определенных умений и навыков на основе знаний, полученных на занятиях).
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими заданиями: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
В программе значительное место отводится экскурсиям: в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Во время экскурсий основной целью является не наблюдение за происходящим, а общение с участниками процесса. Проживающие часто замкнуты, не знают, о чем спросить, как сформулировать фразу. Поэтому во время экскурсии специалист организует целенаправленное общение.
Следует проводить занятия-практикумы, где закрепляются различные социальные навыки (например, составление деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций).
На занятиях применяются знания, которые проживающие получили еще обучаясь в коррекционной школе. Русский язык — это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций, бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов телеграмм, заявлений. Без математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучении навыкам личной гигиены.
Для фиксирования результатов освоения программы (различных тем) проживающими, целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи проживающих на занятиях, но и их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни. Необходимо провести входной контроль (диагностика) сформированности социальных компетенций и проводить такую диагностику в конце обучения.
В раздел «Правовое воспитание» входят следующие темы:
- «Покупка жилья — как выбрать оптимальный вариант жилого помещения» (какие документы должен предоставить продавец жилья перед покупкой, какие документы нужно оформить при оформлении купли-продажи жилья, в какую организацию обратиться для оформления документов, как правильно производить расчет с продавцом, правила безопасности при покупке жилья, услуги риэлторов);
- «Переезд» (сбор личных вещей и документов; поиск транспорта для перевозки имущества, поиск необходимых организаций с адресами и телефонами, прописка, регистрация в ЖЭУ/ управляющей компании);
- «Моя безопасность» (техника пожарной безопасности, правила пользования электроприборами, аптечка, первая мед. помощь, экстренные службы — когда и куда звонить, замена полиса, постановка на учет в поликлинике, ФСС);
- «Мои доходы и расходы» (постановка на учет в пенсионном фонде, получение пенсии, постановка на учет в соц. защите, портал гос. услуг, трудоустройство, виды расходов, ежемесячные платежи, показания счетчиков, где и как платить, квитанции, сроки их хранения, налоги на имущество, управление имуществом -сдача в аренду, ведение документации, бюджет);
- «Банковские услуги» (пенсия, банковская карта пенсионная, кредит, рассрочка, кредитная карта, моментальные кредиты и займы, правила финансовой безопасности);
- «Осторожно, мошенники!» ( виды мошенничеств, кому можно открывать дверь, какие документы для этого должны быть предоставлены, религиозные секты);
- «Юридическая помощь» (бесплатная юр. помощь в соц. защите, юристы, адвокаты);
- «Я иду за покупками» (общие правила: проверка чека и кол-ва товара, возврат товаров, книга жалоб, роспотребнадзор, покупка в кредит, рассрочка, продукты питания — сроки годности, необходимое кол-во, одежда — мои размеры, сезон, качество, мебель — размеры, доставка, бытовая техника — гарантийный талон, ремонт, возврат);
- «Ремонт» (бытовой техники, жилья, какие документы должны быть оформлены, правила безопасности, претензии).
Раздел «Компьютер — в помощь»: «Техника безопасности при работе с компьютером», «Техника безопасности при работе в сети Интернет», «Портал Госуслуги», «Налоговая служба», «Пенсионный фонд России», «Трудоустройство», «Медицинское обслуживание», «Кулинария», «Дары природы. Как сохранить урожай», «Сад. Огород», «Домашнее животноводство», «Что делать если…», «Как обустроить свой дом», «Домашняя бухгалтерия». Основная цель обучения — получение знаний по получению государственных услуг в электронной форме, регистрация на основных государственных порталах (необходимых гражданину РФ), получение знаний по правилам формулирования поисковых запросов в сети Интернет для решения житейских проблем, знаний по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет и др.
Раздел «Уроки здоровья» призван сформировать у реабилитантов целостную систему представлений о здоровом образе жизни, первой помощи, правилах получения медицинской помощи (в том числе неотложной), о правилах прохождения диспансеризации, посещения психиатра, о необходимости своевременного оформления медицинских документов, дающих право на получение бесплатной медицинской помощи.
Раздел «Учусь готовить» позволяет реабилитантам получить и отработать необходимые для самостоятельного жизнеобеспечения навыки приготовления пищи. Это один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи:
- расширение представлений о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, необходимости пищи для организма, культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты;
- обучение приготовлению блюда, их эстетическому оформлению;
- изучение способов выбора доброкачественных продуктов, чтению и составлению рецептов блюд.
На занятиях «Учусь готовить» обращается особенное внимание на приготовление блюд из недорогих продуктов и с небольшими затратами времени. Реабилитанты получают сведения о продолжительности варки, жарки и тушения продуктов, времени, необходимого для выпечки в духовом шкафу. Занятия раздела проходят в виде практикума по приготовлению пищи и снятию пробы с приготовленных блюд.
Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др.), строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям в приготовлении пищи.
Раздел «Дорога в жизнь» предусматривает регулярные занятия с реабилитантами для достижения следующих практических задач:
- повысить социальную активность и создать оптимальные условия для формирования навыков по самообслуживанию в условиях Тренировочной квартиры;
- повысить уровень воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
- выработать способность противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- обучить приёмам поведения в разных жизненных ситуациях;
- развивать и корректировать познавательные функции, эмоционально-волевую сферу;
- формировать через систему занятий мотивацию к формированию социальных компетенций;
- развивать и обогащать формы общения (коммуникация, сотрудничество, проявление активности, инициативы и др.);
- формировать активную жизненную позицию молодых людей.
Раздел «Трудовая реабилитация» позволяет познакомить реабилитантов с миром доступных профессий, «примерить» каждую из профессий, привить важные трудовые навыки, сформировать социально-позитивное отношение к труду. На занятиях проживающие знакомятся с учреждениями и отделами по трудоустройству населения, получат сведения о правилах оформления на работу, практически закрепят правила составления деловых бумаг (заявлений, анкет, расписок).
Раздел «Психологическая школа» способствует появлению у реабилитантов потребности в познании самого себя, собственных чувств и переживаний, причин их возникновения, умения управлять своими чувствами и эмоциями, развить позитивное мышление, повысить стрессоустойчивость и приспособляемость к новым ситуациям.
Отслеживание результатов усвоения знаний по разделам проводится на основе диагностики, которая запланирована в начале и в конце периода обучения реабилитантов.